Все самое интересное

7 287 подписчиков

ВЕДУЩАЯ СИСТЕМА ОПИСАНИЯ МИРА

Разные люди думают по-разному и по-разному строят свое описание мира. И эти различия соответствуют трем основным анализаторам: зрительному, слуховому и кинестетическому (наши ощущения). То есть внутри себя человек может создавать (представлять) зрительные образы, испытывать какие-либо ощущения или говорить сам с собой. Причем одна из этих систем представления или описания мира будет у него ведущей. Один из способов узнать об этом - прислушаться к тем словам, с помощью которых он описывает свой опыт. Эти особенные слова получили название "предикаты" (глаголы, наречия, прилагательные). Вот список типичных предикатов: Зрительные - видеть перспективу - смотреть в будущее - яркий, смутный, четкий образ - несмотря ни на что - говорить туманно - темное прошлое - светлое будущее Слуховые - слышать речь - громкий, тихий - звучит убедительно - скрипучий голос - звучание голоса - вслушаться в смысл происходящего - крик о помощи - шелест, шепот, шуршание - ты никогда не слышишь то, что я тебе говорю Кинестетические - чувствовать, ощущать - тесный контакт - тяжелый, легкий - груз мыслей, тяжелый груз вины - шероховатости в общении - поползновения - слияние - слегка прикоснуться Нейтральные (неспецифические) - знать, особенное знание - понимать происходящее, понимание процесса - делать полезные вещи - верить в необходимость изменений - возможность личного роста и развития - вы можете обнаружить - необходимо решить - обратить внимание - узнавать, вы можете узнать об этом Разные люди все время используют все три системы. Но в определенных ситуациях они будут отдавать предпочтение одной из них. Например, во время занятий спортом на первом месте будет кинестетическая чувствительность. Когда вы смотрите фильм - зрительная. Слушаете музыку - слуховая (аудиальная). Будьте особенно внимательны к тому, как и что говорит собеседник. Постарайтесь выяснить, какая у него ведущая система описания мира. Именно к ней вам и нужно будет присоединиться в дальнейшем. Упражнение Выберите кого-нибудь из своего окружения и определите, какая ведущая система описания мира у этого человека. Это будет понятно по тем предикатам, которые он систематически будет использовать в своей речи. Теперь начните присоединяться к человеку с помощью предикатов. Если человек визуал (зрительно ориентированный), используйте в своей речи зрительные предикаты. Если аудиал (ориентированный на слух) - слуховые. Если кинестетик (чувства) - кинестетические. Делайте это систематически в течение недели каждый день. Упражнение для расширения сознания Это упражнение я уже приводил в своей книге "Сила намерения". Оно поможет вам расширить ваше сознательное восприятие и хорошо ориентироваться во всех трех системах представления. Выполняется в несколько этапов. 1. Опишите какое-либо событие в своей жизни, используя только визуальные термины: яркий, увидеть, посмотреть, цвет, выглядеть и др. Например, вы описываете свой поход в театр: "...И когда я вошел в зал, то увидел много людей. Каждый был одет очень красиво, торжественно. Было много света. Огромные прожектора освещали сцену. Я увидел свое место в четвертом ряду и сел на него. После чего я осмотрелся по сторонам. На стенах висели большие картины..." 2. Теперь опишите ту же ситуацию с использованием только аудиальных (которые относятся к тому, что мы слышим) терминов. "...В зале было очень шумно. Люди разговаривали друг с другом. Одни говорили громко, другие - тихо, чтобы не мешать окружающим. Я слышал обрывки разных фраз. Я не стал прислушиваться к чужим разговорам, а сосредоточился на музыке. Вдруг раздался звонок. За ним еще один и еще один. В зале сразу стихло, и люди быстро стали рассаживаться по своим местам. Было слышно, как скрипят кресла..." 3. Теперь используйте только кинестетические слова (то есть свои ощущения). "...Сидя на своем месте, я ощущал всю торжественность обстановки. Мне было очень приятно, что я попал на премьеру. То чувство радости, которое я испытывал, трудно было сравнить с чем-либо. Мне было хорошо и легко. И место мне досталось очень удобное. Кресло было мягкое. Оно было обито бархатной тканью, которая была приятна на ощупь. Мне нравилось проводить по ней рукой и испытывать снова и снова эти ощущения..." 4. А теперь используйте все три системы: и визуальную, и слуховую, и кинестетическую. "...В зале было очень красиво и торжественно. Играла музыка, сцена освещалась со всех сторон. Было много людей. Мужчины и женщины были одеты очень красиво. Я себя чувствовал очень легко и радостно. Ведь я люблю театр. Было видно, что люди возбуждены в ожидании зрелища. Одни разбились на группы и громко что-то обсуждали. Другие молчаливо и задумчиво сидели на своих креслах. Вдруг раздался звонок, и я решил занять свое место. Когда я сел, то обратил внимание, что кресло было очень удобным. И место было очень хорошим - вся сцена лежала передо мной. Мне повезло..."

Картина дня

наверх